Но Огастас Уотерс просто не может существовать (ведь не может, да?)- слишком взрослый, слишком умный и блестящий молодой человек для своих шестнадцати.
потенциально спойлерная цитата(Об этом, кстати, и сам Грин устами своих героев говорит с присущим ему своеобразным юмором, учитывая обстоятельства, в которых это сказано: "Огастус Уотерс так много говорил, что перебил бы вас и на собственных похоронах. Он был претенциозен. Иисусе сладчайший, этот парень отлить не мог без того, чтобы не задуматься о многочисленных метафорических резонансах выработки человеческих отходов. Он был тщеславен: я еще не встречал красивого человека, который осознавал бы свою физическую привлекательность острее, чем Огастус Уотерс.")
С Хейзел попроще, но и она слишком уж взрослая и разумная. И книга - ну... Очень ожидаемо, по идее, для книги о больных раком подростках, что она будет выносить мозг, потому что думать о юном человеке, который ждет смерти всегда страшно.
Как минимум потому, что страшно думать о смерти вообще, о том, что каждый из нас приближается к ней - просто некоторые более-менее точно знают, сколько именно им осталось.
А потом на меня настала последняя треть книги, и я пропал, потому что не мог оторваться, пока не дочитал: это казалось чем-то невозможным. Так что я так и читал вполглаза за работой, урывая минутки, пока она не кончилась.
И знаете что? Я не понимаю тех, кто называет эту вещь сентиментальной. По-моему, она до цинизма правдива и откровенна.
Не подробностями жизни умирающего от рака, и даже не тем, как на самом деле дети относятся к "группе поддержки", которая должна их поддерживать, и к постоянной жалости окружающих, за счет которой, по меткому, хоть и злобному замечанию одного из персонажей, они и живут, к "раковым бонусам" и тем словам, что слышат от близких и не очень людей.
Просто эта книга - как и "Аляска", кстати, только в большей степени - о тех вещах, о которых люди стараются думать как можно меньше.
Знаете, что заставляет плакать, злиться или отворачиваться при виде ребенка, больного раком, или умирающего от любой другой неизлечимой болезни? Что заставляет относиться к нему иначе, чем к другим, здоровым детям?
Страх. Ясное дело, страх. Страх смерти - и неразрывно с ним связанный страх бессмысленности существования.
Огромная часть людей разбираются с этими страхами максимально простым способом: заметают их под ковер и стараются вспоминать как можно реже.
Человек, точно знающий, что умрет через месяц, год, два, максимум - пять, или знает, что выжить и выздороветь у него, скажем, десять шансов из ста, да хоть те же восемьдесят, и которому его состояние (и, кстати, отношение окружающих) не дает об этом забыть, вынужден разбираться с этой проблемой как-то иначе.
И даже мимолетное соприкосновение с существом, которое помнит о смерти - в буквальном смысле! - практически постоянно, оно... очень шокирует. Не говоря уже о наглядном примере смертности каждого из нас. Тем сильнее шокирует, чем меньше человек в принципе задумывался о собственной смерти и смысле существования и сталкивался со своими страхами лицом к лицу. Это очень жестокое напоминание о конечности твоей собственной жизни и огромный молчаливый вопрос о ее смысле.
И я прекрасно понимаю, почему персонажи этой книги показались мне еще взрослее, чем компания из "В поисках Аляски": подростки, но с совершенно другим устройством башки, слишком философским и отвлеченным, слишком вдумчивые и слишком... внимательные. Кстати, у всех центральных персонажей Грина совершенно фантастическое чувство юмора, прорезающееся в самых пиздецовых ситуациях: просто ультрафиолетово-черное, практически на грани цинизма, и при этом ужасно... нежное.
Взрослые люди, разобравшиеся хотя бы отчасти со страхом смерти (например, работающие в хосписах, как самый яркий пример) - они тоже неуловимо отличаются от других, только их чертовски мало. Все-таки у здоровых людей нечасто встречается такая уж насущная необходимость смотреть этим страхам в лицо. Среди обычных здоровых и благополучных подростков такое - еще большая редкость. Поэтому, собственно, при всей наивности их решений, я люблю Гриновских Толстячка, Полковника, Такуми и саму Аляску - и теперь еще Хейзел (ну и Гаса, конечно, потому что это парень действительно редкого обаяния).
Откуда я знаю, что эта книга правдива, если я никогда не был умирающим от рака ребенком - тем более, что сам автор признается, что с самим раком он, с медицинской точки зрения, обошелся чересчур вольно?..
Да очень просто, ребят.
тоже своего рода спойлер)))Мы все умираем. Никуда от этого не денешься, через сотню лет не станет даже самых здоровых и крепких из нас.
И я с этим пониманием сталкиваюсь нос к носу достаточно регулярно, чтобы это причиняло определенный, так скажем, дискомфорт.
Как и с желанием, чтобы Вселенная, зараза, обратила хоть какое-то внимание не на жизнь человечества в целом, как явления, а на жизнь и судьбу конкретного человека, да?..
Сколько мне осталось? При хорошем раскладе (очень хорошем) - лет тридцать-сорок. При не таком радужном - меньше, чем я уже прожил. При совсем паршивом - ну, до нуля включительно, никаких вероятностей нельзя исключать. Что я успею за это время?.. Какой смысл в большей части моих телодвижений - и во всем этом целиком, если я успею так мало?..
И любой, наверное, кто об этом иногда думает, признает, что книга - правдива от первого до последнего движения эмоций.
А Огастасу можно уж как-нибудь простить его идеальность и восхитительность. Во-первых, парень действительно хорош, а во-вторых, мы все-таки видим его глазами влюбленной в него - любящей его - девушки. И что-то знаете, я ее понимаю.
Бог знает, почему Джон Грин уже второй раз закапывается в эту тему, и в этот - еще глубже, чем в первый. (На самом деле я предполагаю, исходя из его биографии, и тем не менее).
У меня, собственно, есть ответ на вопрос, что я делаю со страхом смерти - я читаю, например, Ялома. Или Грина.
Кстати, я очень люблю young adult fiction, но ограничивать аудиторию книг Грина одними подростками категорически не согласен. Более того, рискну предположить, что и "В поисках Аляски", и "Виноваты звезды" подростка могут по-настоящему "зацепить" либо в очень специфических и болезненных обстоятельствах... либо это должен быть очень своеобразный подросток.
Экранизация вроде бы обещана где-то в июне-июле, и я хочу это посмотреть, несмотря на то, что трейлер очень похож на банальную подростковую мелодраму. Но вдруг?..