Вот эту историю у Княжны читаю и вспоминаю, как в бытность свою социальным педагогом мотался по судам (у меня из восьми старших классов, с 9 по 11, было трое, кажется, таких - мальчик, влипший по крупному, и две девочки, которые по глупости стащили у подружки дорогущий телефон, так, чисто поржать, а потом испугались и отдали цыганке на вокзале за стандартный по тем временам пятихатник...).
Вот того самого мальчика вспоминаю. История была простая, как пять копеек, наверняка каждый, кто в этой сфере работал, подобное видел. Парней, на самом деле, было шестеро, и ограбили они поздно вечером, условно говоря, склад, где ночами держали всякую символику неформальскую и прочее барахло - цепочки, напульсники, дешевые рюкзаки и балахоны. Копеечный товар. Досталось каждому примерно по рюкзаку этой дребедени, еще до обеда следующего дня большая часть была от щедрот раздарена одноклассникам...
В общем, примечательно то, что влип крепко именно А. Мама у него работала в милиции, но не в ИДН, а в конвое, так что повлиять на исход дела не могла, да и не хотела. Сказала сыну прямо: дурак, глупость сделал, но расплачиваться за эту глупость будешь сам. Чем смогу тебе помочь и поддержать - помогу и поддержу. Конечно, и психовала, и слезы лила, и подзатыльников сын огреб немеряно. Это все как раз было мне понятно и вопросов не вызывало, а вот поведение остальных мам открыло для меня просто новый мир. Четверо перед каждым заседанием учили сыновей, что и какими словами отвечать на вопросы, одевали поприличнее и постоянно пытались ответить за ненаглядного ребенка. Мальчики при них были мрачными тенями просто, сидели, молчали и не очень понимали, что происходит, кажется. Преподаватели как один встали на их защиту - учились все четверо неплохо, уроков не прогуливали и преподавателям не "хамили".
Пятая мамочка была и вовсе прекрасна.
У меня в кабинете орала на сына, жаловалась, что дома его вечно нет, что приходит заполночь, а в суде, бия себя пяткой в грудь, упорно говорила, что сын в тот вечер был с ней, под ее присмотром и на ее глазах, учил уроки на кухне, что сын у нее ангел, светлый и чистый мальчик, и никогда не сделал бы подобной вещи. Преподаватели, кстати, эту версию подтверждали: ангел, а не мальчик. Ангел под маминым крылышком чувствовал себя в полной безопасности, единственный из всех.
Ну, в итоге пятеро отделались относительно легко, и только А., кажется, загремел в соответствующее учреждение. Он был единственный, кого учителя не защищали, и единственный, кто признал свою вину и выразил готовность понести наказание. Никто его этим словам не учил, просто мама сказала "говори все, как есть, не юли". Ну и к финалу оказался главным подстрекателем, и вообще вроде как все мероприятие провернул он сам, лично, остальных за собой потащил и заставил стоять рядом, пока взламывал замок.
Реакцию мамочек и учителей я до сих пор вспоминаю с эмоцией "чеэтобылобля?!". Потому что в школе разбирательства происходили как бы у всех на глазах, и все на самом деле точно знали, что произошло. И все друг про друга знали, кто и что знает. И вот при этом в суде говорились вещи совершенно другие, чем в приватных разговорах, и потом это в диалоге не всплывало, это никак не объяснялось, это для всех, кроме меня, было в порядке вещей. Виноват - кроме меня, судьихи и мамы А.
Собственно, меня очень интересовало, как сложатся отношения у остальных пятерых. "Ребенок-ангел" вскоре объявился в школе с нехилым фингалом, упрямо бася что-то вроде "ударился о дверь", и до конца года я ни разу не видел эту компанию вместе, как раньше. Даже не видел, чтобы они друг с другом разговаривали. Учителей это полностью устраивало, надо сказать.
А вот вопрос, какую мысль из этой истории вынес каждый из парней, для меня до сих пор загадка.
@темы:
суета сует,
ссылки,
размышлизмы о разном,
Люди
поведение остальных мам открыло для меня просто новый мир.(с) - а я, хоть с таким, благо не сталкивался, но вот похожих родителей встречал регулярно. С точно такой же линией поведения, правда, проявляющейся не в столь экстремальной ситуации.
(Что-то вроде = натворили бед три 13-14 летниз обалдуя и 9-летний я, а зачинщиком и виновником выставили меня)
Хотя - Понять это поведение мне, наверное, не дано
Совет говорить как есть, то есть отвечать за свои слова и поступки не только перед мамой-папой-учительницей, но и законом, можно оценивать с разных сторон, так же, как и поступок Павлика Морозова, замусоленный так, что дальше некуда. Не о том речь.
Речь вот о том "мальчике-ангелочке" и о том, что он из этого всего понял. Что "в случае чего мать, хоть и дура, но отмажет"? потому что дурой он мать называл вслух и при мне, так же, как она его "идиотом" и "уголовником". Или что "топи товарищей, выплывай сам"? Или "все средства хороши"? Вот я не знаю, чего он там понял из всего этого.
И как у учителей вдруг вместо шести дураков-мальчишек оказались пять почти-ангелов и матерый преступник А - этого я тоже не знаю. Я и оценок выставлять не стремлюсь.
Просто было это все лет пять, что ли, назад, а я до сих пор думаю и вспоминаю иногда. Только и всего.
Но в целом ваша оценка ситуации мне тоже небезынтересна.
Не забывайте только уточнять, что это не объективная реальность, а данная в ощущениях лично вам, то есть в вашей картине мира это лучгше чем вон то.
Я вас услышал, да. Я даже вижу, в чем разница во взгляде на эту ситуацию. Вы смотрите с точки зрения человека, попавшего в беду вотпрямщас и его отношениями с окружающим миром, потребности в защите и так далее. И я прекрасно понимаю, что с такой позиции наличие защиты куда важнее каких-то глобальных выводов из поведения родителей и учителей.
А меня шокировало совершенно другое потому, что я с другой позиции смотрел.
Еще раз: я щас вообще не про то, что "вот мол, как хорошо быть принципиальным родителем и посылать детку в колонию, раз она провинилась". Вообще не про это. совсем то есть.
Всего лишь про то, что внушая ребенку, что врать нельзя, мама своим поведением показывает - что можно, например. И еще много чего показывает, совершенно не задумываясь об этом. что из этого всего у мальчика в башке отложится - не знаю, не могу знать. Как это отразится на его дальнейшей жизни - только предполагать могу, не факт, что верно. я вообще оценивать и судить не берусь. Я просто вспоминаю.
не знаю, по мне так эта мама - самая правильная из остальных...
А ребенок-ангел так и будет: ангелом на людях, когда выгодно, и последней сволочью, когда можно. Интересно, он свою мать вообще хоть как-то уважает?
И еще вопрос: неужели все учителя были так единодушны? Безотрадная какая-то картина складывается в этой школе... ИМХО
Самому повезло - учился в гимназии, там взаимоотношения детей и педагогов были хоть и далеки от теплых, но человеческие и уважительные, как правило.
наверное, у нас была ненормальная школа)) потому что отношение "вот если бы детей не было, то работа была бы идеальной" было скорее исключением, чем правилом. И встречалось как раз у молодых преподавателей)). А "старя гвардия" единодушно за нас переживала... Но я, правда, и с таким беспределом, как описано в статье у Княжны, не сталкивалась во время учебы...